вторник, 23 февраля 2010 г.

Закрытый показ с ПО

Фильм "Юрьев день" мы начинали смотреть на клубе кино и, отсмотрев 10 минут, были изгнаны из аудитории - как оказалось, все-таки к великому сожалению, потому что фильм все 2.15 чистого времени представляет собой кристальное художественное и очень сильное по воздействию и по вложенной мысли произведение молодого талантливого автора. Как уже рассказывала на встрече клуба, биография Серебренникова отличается от других биографий разве что тем, что он так и не отучился в киношном вузе, хоть и поступал будучи молодым во ВГИК (не взяли, уехал обратно в Ростов), а пришел в кино из театра. Ставил на университетской сцене спектакли, затем на других сценах города, за что получал призы международного значения. В 98м ушел в большое кино, в 2006 получил кинотавр за "Изображая жертву", а затем все это подвело его и нас к фильму "Юрьев день". Фильм снят по сценарий Юрия Арабова ("Молох", сценарист Сокурова), и фильм тоже получил множество наград, в том числе многочисленные награды Ксении Раппопорт. Дальше, наверное, стоит читать только тем, кто фильм видел.

Пару слов не о шумихе, а собственно о фильме. После его просмотра засмотрела еще программу Гордона (которого там за правду назвали "идиотом", ха-ха) - и после всего этого не хочется давать никаких своих трактовок происходящего в этом фильме (сказала я и все-таки...). Много было сказано о том, что фильм этот об интеллегенции и народе, о двух параллельно живущих мирах. На КП дается трактовка названия (на программе кстати об этом ни слова) - якобы юрьев день на руси был днем, "когда крепостные могли перейти от одного хозяина к другому. В фильме показывается как переход от столичной жизни к провинциальной, так и изменение жизненных ценностей и мировоззрения в целом." Еще одна трактовка - весь фильм сон, кошмар женской души. Где этот мальчик, куда он делся? Неимоверный саспенс достигается надо полагать Арабовым, который нанизывает на стержень повествования сцены - одну за другой. Помню этот ненавязчивый прием еще с "Молоха" - иногда может показаться, что какая-то сцена не имеет значения, но нет, это еще один паззл, еще один фрагмент, из которого Серебренников потом сделал реальность - возможно, гротеск, возможно неправду, как сказала половина в зале у Гордона.

Это уже, по-моему, не нам решать. Режиссер делает что хочет и делает реальность такой, какой ее видит или хочет видеть. Проповеди я не усмотрела никакой, только страшные кадры, страшные пролеты камеры (особенно в финале), страшные диалоги, которых к концу практически нет. Сначала сюжет лишает героиню сына, постепенно имущества, опоры, "корней", даже имени, в конце концов лишает ее самого дорогого, что и отделяло ее на первоначальном этапе пути - голоса. И по-моему весь фильм, где-то с кровью, где-то с рыжими кажется еще более внгушительными чем сама кровь волосами, фильм подводит к финалу. Причем самые последние кадры, с вылетающим паром изо рта, с молчанием, которое потом затопило экран, и темнотой - перед этим есть еще более страшная картина. Это, несомненно, вопрос к героине "а у тебя вообще есть музыкальный слух?" - и в этом кроется успокоение, примирение, но с другой стороны - там просто напросто о том, что будет, если у человека отобрать все эти "ненужности" бытия - и кем человек после этого останется.

Очень сильное высказывание режиссера еще и с точки зрения молодого русского кинематографа, за который в какой то степени даже хочется гордиться. Ну и Ксения - мое новое открытие.

Комментариев нет:

Отправить комментарий