суббота, 5 июня 2010 г.

Душа-горошина

Успела засмотреть на экране «Замерзшие души», в которых режиссер, себе во вред, снимает в духе Чарли Кауфмана фильм с Полом Джаматти в роли Пола Джаматти о русской душе, не русской душе, и вообще душе, человеческом безразличии, выключенности современных людей из теплого, душевного пространства и т.п.т. Причем Кауфман то умудряется с таким забавным, но умным видом сплетать в один клубок тысячу жизненных линий одного человека и в них разбираться ("Нью-Йорк, Нью-Йорк"), или выйти из представленной идеи о марионетках и сильно потоптаться по изнанки человека ("Быть Джоном Малковичем"). И что самое главное, у Чарли в фильмах эпизоды всегда важнее главной идеи, он всегда прыгает не только по основной тропинке, но еще и по обочинам - и здесь вспоминаются, например, кричащий Малкович: "Малкович!! Малкович?" или горящий дом в "Синеклохе", и пляж из "Сияния разума", который один во много раз холоднее всех "Замерзших душ" - и это только то, что всегда в активной памяти. "Замерзшие души" так же медлительны, но плюс к тому фильм совершенно топорный и в лоб (особенно эти длинные, объясняющие все диалоги!), и кроме забавной идеи о том, что человеческую душу можно за пять минут вынуть и она окажется сморщенной горошиной, в фильме остается только рыхлое, очень монотонное повествование, которое в пересказе будет выглядеть еще хуже – пустым. Джаматти местами очень хорош, но, по сути, он просто претворяет в жизнь типичного толстого бородатого несчастного, его жена Эмили Уотсон (такая же роль, как в "Синекдохе") выдает любимую роль, Дина Корзун (которую лично я знаю по великолепной роли в "Стране глухих") меняет парики и "пальчики", и ходит в кадре сомнамбулической - тоже несчастной, и все это приходит в Россию, где упирается в стереотип о загадочной русской душе.

Безусловно, в фильме есть и то, что принято называть атмосферностью, например фрагменты заглядывания с помощью загадочных очков в свою душу чем-то напоминают видения с планеты Солярис; Россия представлена холодной и неуютной; а общая концепция цветов выдает больничный вид всех декораций. Почти все положительные рецензии на фильм начинаются со слов типа - "человечество погрязло в безразличии и начинает спекулировать самым дорогим - душой", и это, безусловно, сильный диагноз, но поставленный еще до вскрытия - поэтому так и не понятно, зачем же была проведена операция.

Комментариев нет:

Отправить комментарий