четверг, 8 октября 2009 г.

Гид по творчеству Озона

На первой встрече клуба был показан фильм Франсуа Озона "Крысятник".
Спасибо всем, кто пришел.

ОСТОРОЖНО, СПОЙЛЕРЫ ПО КРЫСЯТНИКУ

Возникли мысли после того, как была получена совершенно не такая реакция на фильм, которая ожидалась. Ни в коему случае не хочу, чтобы Озон всем нравился, более того - может и хорошо, что события из фильма почти никому кроме меня смешными не кажутся. То, что происходит в фильме, это не смешно, а ужасно - вы правы. Но дело в том, что Озон издевается - в открытую причем издевается над зрителем, показывает извращения только потому что их любит и показывает моральное падение. Но ведь и морализаторствует - если зритель вокруг себя не видит того же, что показано в фильме, то либо он ничего не понимает, либо как страус запихал голову в песок, либо не хочет видеть. Понятно, что фильм преувеличивает, но кто запрещает режиссеру видоизменять реальность, оставляя главное между строк? Посмотрите внимательнее - 8 персонажей. Мамаша, которая слишком навязчивая и нервная, со странными методами лечения гомосексуализма. Этот отец, которому все равно - причем его безразличие и есть, на мой скромный взгляд, главное зло в фильме, недаром в конце Озон именно его только и убивает. Это сын, гомосексуалист. Это муж служанки, гомосексуалист. А когда намекают, что и отец гомосексуалист - не много ли это для одной реальности, где 3 из 4 мужчин - гомосексуалисты? И кто мне скажет, что это не есть тенденция? Уж про дочку вообще молчать наверное нужно - садизм, мазохизм - ничего не узнается? Можно не любить когда режиссер копается в твоей голове, но тогда, наверное, на встречах клуба кино делать нечего - потому что хочется показать именно такие фильмы, которые бы что-то зацепили в вас. Сильно. Это не значит, что теперь мы будем показывать извращения, нет. Но не ждите "Красоту по-американски", пожалуйста. Ее можно посмотреть дома.

Так что для тех, кто все-таки заинтересовался Озоном, даю очень кратенькую характеристику его творчества, по порядку - о конкретных фильмах.
Лучшее, что он снял (здесь и далее сугубо мое мнение, с которым легко можно не соглашаться - а если вы еще в комментах это как-то обозначите, будет вообще круто) - это "Летнее платье", "Посмотри на море" и "Крысятник" 96й, 97й, 98й года соответственно.

"Летнее платье" о любви, кто бы что не говорил - о любви легкой, забавной, задорной - в общем, молодой. Под бодрую музычку, которая въедается в мозг - потом целый день поешь "банг-банг". Одна из лучших короткометражек, что я видела - Озон очень легко за короткое время рассказывает историю. Наверное, лучшее качество, которое вообще может быть у режиссера.

"Посмотри на море" - криминальная история, в которой сюжет угадывается с первых кадров, но при этом Озон умело (круто, но хуже чем Ханеке) увеличивает и увеличивает саспенс - когда все движется уже к финалу, нет сил терпеть. Конечно, в фильме не обходится без любимых извращений, и одна сцена приводит в ужас даже меня, но фильм - 50 очень напряженных минут, пробирающих до костей.

"Криминальные любовники" (1999) - о парне и девушке, которые совершают в начале фильма убийство и едут закапывать труп. Понятно, что за ними следят. Понятно, что закончится это в подвале и фильм будет чем-то напоминать "Мизери" Кинга. Понятно, что никуда без шокирующих сцен. Озон еще в хорошей форме.

"8 женщин" (2001). Фильм собрал под свое крылышко самых лучших актрис Франции. Изабель "Пианистка" Юппер, Катрин Денев, Даниель Дарье, Эммануэль Беар, Фанни Ардан, Вирджиния Ледуайен, Людивин Санье, Фирмин Ришар. Лихо закрученная интрига, но не лучше, чем, например, в "Крысятнике". Симпатичный фильм. Простой. Не характерный для Озона мюзикл, в котором на первый взгляд, песни совсем не к месту. Что очень характерно для режиссера - просто захотел и все. Вообще пробовала песни переводить, иногда добавляет смысла в сюжет, но не настолько, чтобы вырезав их, смысл потерять. Все актрисы поют сами, за что им отдельное мерси, а для тех кто смотрел фильм и интересуется - здесь тексты всех песен на французском (без перевода). Так же даю мой любимый фрагмент, песня Юппер:



"5х2" (2004). Осмысление любви взрослых серьезных людей - наоборот, от их расставания до встречи. Вернуться в начало, чтобы понять почему расстались - так сказал Озон, объясняя зачем он этот фильм снял. Первая солидная неудача, фильм тяжеловесный и скучный, такой анти-Озон, в котором нет ничего из молодости, кроме имени в титрах.

"Прелюдия" (2006). Трио - Ваина Джоканте, Луи Гаррель ("Мечтатели") и Матье Альмарик ("Скафандр и бабочка") разыгрывают спектакль, иногда даже обращаясь к зрителю. Озону всегда была присуща театральность, но чтобы настолько прямо и в лоб - это несколько дезориентирует, лишая пространства фильма. Все о том же, о любви, но что характерно для Озона - герои настолько не симпатичные, что нисколько им не сочувствуешь и не сопереживаешь. Если в "Крысятнике" это нормально и даже хорошо, то в "Прелюдии" странно, потому что иногда Озону удается как поэту рассуждать, а фильм все равно не склеивается.

"Рики" (2009), здесь можно прочитать мою рецензию.

На этом хочется оставить Озона в покое.

Комментариев нет:

Отправить комментарий