пятница, 23 октября 2009 г.

Огнетушителем по башке: гид по творчеству Гаспара Ноэ

ОСТОРОЖНО, СПОЙЛЕРЫ ПО НЕОБРАТИМОСТИ.

По просьбе читателей, даю свой веский (гы) комментарий по фильму "Необратимость", а так же по творчеству Гаспара Ноэ.
Начнем с того, что, так уж случайно вышло - мои вкусы в области авторского кино сводятся к смакованию извращений, убийствам и прочим удовольствиям - тут уж ничего, наверное, не поделаешь. Но, как верно было замечено, такие фильмы очень сложно смотреть на экране с другими людьми, и от этого портится впечатление. Поэтому все, кто хочет смотреть что-то типа "Крысятника" или "Необратимости" пишите письма, я посоветую что-нибудь. А в Клубе в дальнейшем будем пытаться разнообразить тематику фильмов, поэтому на следующей встрече смотрим фильм Кубрика "Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу". Про Кубрика будет отдельно и, наверное, много, потому что очень люблю этого режиссера. Сейчас поговорим про Ноэ.

Гаспар Ноэ, 45 лет, 2 полнометражных фильма + один сорокаминутный фильм. У Ноэ всегда, наверное, были проблемы с литературной основой - сценарии его фильмов откровенно слабые, но не зря он пошел в режиссеры - кино, картинка, камера - его спасение. Он именно делает фильмы, при просмотре его шокирующих сцен или полетов камеры никогда не возникает вопроса "зачем он это делает?". Потому что еще в 1895 братья Люмьер поставили камеру на вокзале и в статичном положении засняли поезд, заставив потом зрителей убежать из зала - через сто лет Ноэ повторил это, взял камеру, положил ее на пол подземки и взорвал Канский фестиваль сценой изнасилования. В этом весь Ноэ - показать как рождается ребенок, как из лошади вытекает вся кровь, как огнетушителем из лица делают кашку, как 9 долгих минут насилуют Белличчи. Такие сцены не есть цель, но есть средство достижения главной его цели - показать, что общество Парижа, прогнившее и убогое, только об этом и мечтает. Показать слепое желание насилия, секса, инцеста. "Городские сумасшедшие" (привет, Люба), которые шагают по улицам города, такие же люди, как и все, так же мечтающие о мщении, в которых страх инстинкт и агрессия подавляют все остальное. Пусть это однобокое восприятие реальности, точнее сказать - взгляд только с одной стороны, но он тоже имеет право на жизнь.



Пожалуй, самое занимательное в его творчестве то, что фильмы накладываются друг на друга. Отдельный фильм не есть отдельное высказывание. Ноэ продолжает ту же самую тему в следующих фильмах, и расшифровывает, дополняет уже сказанное: "Падаль", затем "Один против всех", затем "Необратимость". О чем "Необратимость"? О том, что невозможно предугадать что случится в следующий момент. О том, что случится только то, что не может случиться. Что судьба существуют, все предрешено - как говорит Алекс, будущее снится, как снится ей сон про подземный переход. Судьба при этом издевается - убивает не тот, кто проявляет большую агрессию, умирает не тот, кто виноват, насильник оказывается геем, а главной жертвой становится интеллектуал. Ноэ потакает зрителю - как и герои из фильма, зрители мечтают увидеть сцену изнасилования (недаром почти все мои знакомые первым делом смотрят именно изнасилование Беллуччи, и помнят только о нем), сцены агрессии - Ноэ лишь удовлетворяет потребности публики. При этом делает это очень художественно и красиво.

Последний фильм Ноэ, снятый в 2009, называется "Войди в пустоту" ("Enter the Void"). Из описания с Кинопоиска: "Прошлое, настоящее, будущее переплетаются в галлюциногенном водовороте". Я не знаю, что еще говорить об этом режиссере. Может быть, что не смотря на первое впечатление пустоты, его фильмы неимоверны глубоки и объемны. За счет интересной подачи и грамотных, пусть и шокирующих, деталей Ноэ делает свои фильмы событием. Громким событием. И лично я его новый фильм очень жду.

Комментариев нет:

Отправить комментарий