пятница, 20 ноября 2009 г.

О старом кино замолвите слово

Давайте так. Если вы не смотрели классику кино - вы же понимаете, что очень многое в жизни упустили? А если вы не смотрели классику русского кино - вы пропустили если не больше, то тоже очень много. "Марью-искусницу" вряд ли можно отнести к классике, это скорее просто старый (1959) мало известный советский фильм режиссера Александра Роу, который снял в том числе и "Конек-Горбунок", и "Морозко", и многое другое. Что сказать о "Марье"? Пожалуй то, что людям, которые видели "2012" и "Трансы 2", и прочие компьютерные пиршества (а еще как тут подсказывают, "Чарли и шоколадную фабрику", "Мост в терабитию" - если говорить о сказках) - им не легко воспринимать все эти допотопные спецэффекты, заключающиеся в наложении кадров. Вообще же и "Гражданин Кейн" смотрится с вопросом "ну как бе и че?", между тем для своего времени эти фильмы были настоящим прорывом. Меня по-прежнему умиляют поездки в повозках из "Унесенных ветром" (1939), где задний план движется, а повозка качается. Меня умилили и кадры, где в "Марье.." люли входят якобы в воду. Но дело не в этом, простите что растекаюсь мыслью по древу.

Дело в том, что это сказка. Такая исконно русская, с полным набором архетипических образов. И вкраплением образов советской действительности. Солдат - настоящий советский товарищ. Мальчик, такой хороший мальчик, Марья "что воля, что неволя" Искусница, девочка-доброта, злодеи - они оттуда, издалека, из глубин подсознания. И уж если даже такой фильм, в котором все кажется нелепым, и тот к концу заставляет сопереживать чуть ли не до слез, даже не смотря на то, что финал известен, это дорогого стоит. При этом фильм сделан не по классическом сценарию - тут с места в карьер герои попадают в передряги, сразу находятся в плену. Роу уже тогда знал все самые главные законы приключенческого жанра - удерживать зрителя в напряжении каждую секунду. И, казалось бы, невозможно поверить в прозрачного злодея, но нет, говорю вам - можно, ибо в каждом живет это детское чувство незащищенности. Пропагандистские наклонности фильма, конечно, тоже невозможно не заметить, и я тут сижу расклыдваю в голове на винтики кино, а на самом деле его нужно просто хотя бы раз увидеть, услышать собственными ушами знаменитое "что воля, что не воля, все равно, все равно", и погрузиться в детство. И хотя может показаться, что есть способы легче - для глаз, для восприятия, все это не могло бы существовать без таких вот фильмов, как "Марья искусница". За белочек в начале отдельное, конечно, спасибо. А вообще "Властелину колец" стоило бы вместе с Питером Джексоном поучиться у русской классики - вот что значит без лишних кадров, с экономией пленки - все решилось в последние 2 минуты, и надо ли говорить, что это намного круче, чем множетсвенные финалы в упомянутой гораздо более знаменитой франшизе? Когда-то людям с лихвой хватало 74 минуты и на раскрытие характеров и на пициффекты, и уже хотя бы за это стоит сказать им спасибо.

Комментариев нет:

Отправить комментарий