пятница, 27 ноября 2009 г.

История десятилетия в 10 томах

Декабрьский номер британского журнала Empire вышел с десятью разными обложками. Нам до этого никакого дела нет, только если вы заказываете журналы на англоязычных сайтах, напишите сообщение, я вам позавидую. Всем остальным - кусайте локти. Впрочем, это не мешает всем нам выбирать икону десятилетия, что и предложил КиноПоиск. Это натолкнуло меня на мысли - кто же на самом деле является иконой десятилетия? Конечно, мой голос ушел Джеку Воробью. Вот полный список из 10-ти имен:

1. Арагорн — «Властелин колец»
2. Гарри Поттер — «Гарри Поттер и Принц-полукровка»
3. Джеймс Бонд — «Казино Рояль»
4. Джейсон Борн — «Идентификация Борна»
5. Джокер — «Темный рыцарь»
6. Джек Воробей — «Пираты Карибского моря»
7. Максимус — «Гладиатор»
8. Невеста — «Убить Билла»
9. Россомаха — «Люди Икс»
10. Шон — «Зомби по имени Шон»

Дальше - много букаф, просто захотелось провести некоторый анализ, почва уж очень благодатная для исследования. Фотографии увеличиваются, это и есть, собсно, те самые десять обложек журнала, выкладываю по мере рассказа о героях.



Лидируют с переменным успехом то Джек Воробей, то Джокер. По сути все баталии по поводу иконы десятилетия, которые в перспективе кажутся такими интересными, свелись к битве фанатов. Деппа и Леджера - и вы только представьте, что какой-то пацан с двумя (утрирую) ролями в архиве почти догнал, а вчера и перегнал самого Деппа. Смерть Леджера превратила его в своего рода икону, но не десятилетия, а в такого мученика и страдальца, который умер так не вовремя, на самом восходе своей карьеры, едва выйдя из ролей сопливых юнцов ("Казанова", "10 причин твой ненависти") и перешел в сложные роли и серьезные мастерписы ("Горбатая горка", "Темный рыцарь"). Он не закончил работу над собственно "Рыцарем", и "Воображариум" за него тот же Депп доигрывает, но все-равно тот злосчастный вечер в январе, когда на всех сайтах появилась строка "Хит Леджер умер" и все подумали, что это шутка - не забудется уже никогда. Феномен Леджера не уникален, потому как частенько после смерти актера и из-за нее, сам актер и фильмы с его участием превращаются в нечто уже другое.

Кто-то пишет, что когда Ленин приезжал в Красноярск, у него уже тогда были тааакие глаза, что сразу становилось понятно - перед тобой вождь народа. Тут так же, если раньше про Хита говорили как о не лишенном таланта парнишке, теперь даже в фильме "Казанова" видят гениальную игру. И если бы не действительно очень талантливый Джокер в "ТР" я бы давно прокляла всех этих несчастных фанаток, а так приходится считаться с мнением. Как бы там ни было, Джокер это не икона десятилетия, потому как есть и другой Джокер, давнишний и не превзойденный, сделанный Николсоном - фильмы о Бэтмене устарели, все эти ребята в плащах, масках и прочей атрибутике веселят, впрочем все это в этом году зачеркнули "Хранители", подписав почти смертный приговор всем фильмам о супергероях. А тот факт, что "ТР" сделал ВСЕХ в прокате, никак не влияет на то, что Джокер стал героем дня, года и десятилетия, а только доказывает как умелый пиар может приносить огромную прибыль.



Следующая парочка: Борн и Бонд. Различие заключается не только в одной букве, а в изначальной концепции. Как вы знаете, первый фильм о Бонд. Джеймс Бонд. был снят в 1962 ("Доктор Ноу") и он сделал Шона Коннери одним из самых знаменитых мужчин в истории кино. Бонд, пожалуй, самый известный шпион, секретный агент - каждый знает, что пьет он только мартини с водкой, что все красавицы его любят, а он любит крутые тачки и офигенные гаджеты, что он наивный, но везучий, улыбающийся и вообще радующийся жизни, а расследование опасных преступлений не столько его профессия, сколько занятие, которое придает ему столько обаяния, сколько не сможет дать ни одно другое дело. И вот начиная с 1962 вплоть до вчерашнего дня было снято уже 20 фильмов про этого агента, и все выдержаны в единой тематике, разве что актеры поменялись.

Все это, конечно, здорово, но в противовес всему этому в 2002 появляется фильм "Идентификация Борна" и превращает в пепел все старания и Флеминга и прочих создателей Бонда. Борн перевернул с ног на голову вообще понятие о секретном агенте, сделав его полностью человеком с улицы. Бонд спасает мир. Борн не спасает никого, кроме своей драгоценной задницы. Бонд использует супер технику, какие-то машины, аппараты, пистолеты. Борну достаточно карандаша или книги, чтобы дать отпор врагу. Бонда снимают в классическом стиле старого шпионского боевика, Борн рождает новый стиль летающей камеры, следующей за героем, даже когда он прыгает в окно другого дома (ох уж эта сцена!). В общем, когда следом появляются сначал "Превосходство Борна", затем и "Ультиматум Борна", который окончательно убивает жалкие потуги Бонда, не остается сомнений, что жанр уже никогда не будет таким как раньше.

И, в принципе, совершенно логично после этого 21-й фильм о Бонде, и 22-й фильм, с участием Дениэла Крейга (превратив таки его снова в суперстар), выходит уже с оглядкой на Борна, уйдя из ненужного уже экшона на уровне ла-ла, ну то есть совершенно углубляясь в максимальный реализм происходящего. И совершенно логично смотрится превращение Бонда, наконец, в человека - по примеру Борна, конечно. Поэтому совершенно понятно кто из этой парочки выходит победителем и кто вообще может претендовать на роль иконы десятилетия.



Я позволила себе сравнить Гарри Поттера и Арагорна, героя "Властелина колец" исключительно по тем соображениям, что оба фильма являются воплощением одного и того же жанра, только ушли они в разные стороны и сделаны для разной целевой аудитории. Уж не знаю, с какой стороны фанатов больше - у мальчика в очках, или усаги про хоббитов и темные силы. Смело можно заявлять, что в своем жанре оба фильма (особенно 3я про кольца и 1,2 про пацана) являются эталонными фильмами, уж не знаю станут ли превзойденными они когда-нибудь. Успех "Герри Поттера" кроется в том, что на экраны в этом году вышел уже 6 Поттер, а дети, которые смотрят этого Поттера и растут почти вместе с ним, ну то есть их волнуют те же проблемы, что и самого мальика со шрамом. И тут главный, пожалуй, вопрос - откуда берутся фанаты помладше? Наверное из тех соображений, что после Поттера так и не было снято ни одного достойного фильма о детсве, погруженного в такое волшебство. И каждый млаьчик, ребенок, в тайне надеящийся завладеть сначала волшебной палочкой, потом друзьями, потом в перспективе девушкой и семьей - все это легко эксплуатируется, а книги Роулинг очень сильная первооснова, которая и как отдельный вид поттеромании существует и не иссякает.

"Властелин колец" в этом плане сложнее. Понять детей проще, чем уходящий в себя толкиенистов, перечитывающих книги о хоббитах и праздно слоняющихся орках. Если Поттер - услада для малышей, то "Властелин колец" почти идеальная, только очень затянутая, фэнтэзи для взрослых, где решается очень много жизненных вопросов, и провозглашаются лучшие человеческие качества, когда друг идет за друга, а наставник всегда поможет своему ученику, где доблесть и честь превыше всего, а хоббиты и прочие драконы - всего лишь антураж. Впрочем, обе саги имеют как последователей, так и недоброжелателей, на фильмы сыпятся камнии насмешки, но в любом случае оба фильма забудут ох как не скоро. Правда Гарри вряд ли является иконой по причине того, что не вписывается в действительность современности, а Арагорн и вовсе выдернут из контекста - как отдельный персонаж он ничто, а работает только в связке всех остальных из саги "Властелин колец".

Дальше - сложнее.



Первые Икс-мэны появились в 2000 году, открыв десятилетие залпом сверхспособносьтей. Среди других Росомаха всегда смотрелся гораздо интереснее, загадочнее прочих. У него неизвестное прошлое, он циник, негодяй и исполняет его любимец женщин Хью Джекман. Как всегда, чем дальше, тем хуже, и если первый фильм подкупал своим обаянием, то последующие два превратили франшизу в выбивание бабла, а последний фильм "Люди Иск. Начало. Росомаха" и вовсе раскрыл все карты, которые интересовали и нет. Если раньше Росомаха за счет исключительно интриги представлял интерес, то тут совершенно бездарно это все было съедено. Кто виноват и что делать - создатели нашли ответ на этот вопрос, поэтому в будущем будет снята еще даже не одна часть про людей икс. Хотя опять же, повторюсь, все фильмы о супергероях перечеркнули Хранители, показав, что за маской супергероя всегда прячется эдакий задрот, который боится выйти на улицу без костюма. И это гораздо интереснее, чем смотреть на неживую природу людей, которые разговаривают без открывания рта и поклоняются лысому мужчине, который возомнил себя самым умным.



Единственная женщина, затесавшаяся в ряды брутальных мужчин - Ума Турман с ролью в фильме "УБить Билла". Фильм был снят в 2003 Квентином Тарантино. Пособие для начинающих маньяков - так некоторые отзываются о фильме, который Эмпайр позволил себе отметить как один из главных десятилетия. Это не лучший фильм Тарантины, как многие отмечают, но Убить Билла является своего рода философией времени, хотя можно ли так говорить о Квентине. Фильм - явный отсыл к гонгонгским фильмам такого типа, а роль Умы очень яркая женская. Я вот сижу размышляю кто еще из женщин мог бы посоревноваться с мужчинами и придумать не могу. В прицнипе, идеально, если выбираться из таких вот массово-попсово-крутых фильмов.



"Гладиатор" в 2000 провозгласил новое правило для настоящих мужчин: «Настоящий мужчина должен быть плечист, вонюч и волосат.» Впрочем, фильм является культурным наследием еще и потому, что заключает в себе самое лучшее, что может быть в исторических фильмах подобного рода. Рассел Кроу на следующий день после премьеры проснулся знаменитым, "Гладиатор" сделал его очень востребованным актером и иконой мужской красоты. "Гладиатор" последний, можно сказать, великий фильм Ридли Скотта, после чего он уже не снимал ничего, что можно оценить выше, чем "хорошо", "Гладиатор" несмотря на излишний пафос, столь честное и открытое кино, а Максимус такое воплощение мужчины, что нельзя отрицать его влияние и на все последующие фильмы. "Троя" уже никогда не была бы такой. Или другие фильмы. Есть мнение, что фильм переоценен, но недооценивать его тоже просто безобразием будет.



К 2004 году в кинематографе скопилось очень много разных фильмов-ужастиков, фильмов о зомби, и вот уже казалось, что все идеи реализованы, что все, что можно о зомби уже сняли. После этого появляются такие фильмы как "28 дней спустя" за авторством Дэнни Бойла с пустынным Лондоном и человеческим трагизмом на все времена. И "Зомби по имени Шон", который ушел совсем в другую сторону комедии-пародии. Английский умный юмор, лучшие пародийные трюки, офигенные планы по спасению. Его пытались копировать, но ничего не вышло. "Шон" уникален в своем сарказме, все 2 часа ржешь вместе с героямию. А вообще отношение авторов фильма прекрасно завершает десятку фильмов об иконах десятилетия:

-Пурпурный дождь?
-Нет, конечно, нет!
-Саундтрек к "Бэтмену"?
-Швыряй...


Вообще стоит объясниться: я все-таки голосовала за "Джека Воробья", а почему, не сказала. Дело даже не в том, что я безмерно люблю Деппа. Просто Джек Воробей это, наверное, один из самых нелепых персонажей из всех придуманных. Скопированный Джонни с друга-музыканта, с каждоый новой частью трилогии набирающий идиотизма и шизофрении, этот пират так плотно оседает в памяти, что не любить его невозможно. Начинал Депп как второстепенный персонаж, ибо все-таки в первой части на главенствующих ролях Найтли-Блум, а уже во второй части перехватил инициативу, в третьей первые полчаса вообще не смотрятся (Депп появляется на 33-й минуте и вот оно счастье). Четвертая часть будет уже без Блума-Найтли, а вот представить ПКМ без ДД невозможно. Пожалуй, Воробей не икона десятилея, но так хочется, чтобы он ею был - потому как столько доброты и радости есть в этих заковыристых удачах, сыплющихся ему на голову, столько обаяния в нем и прогодность фильма для всех возрастов. Кто, если не Депп - вот в чем главный, наверное вопрос.

Кто икона десятилетия?
Не надеюсь, но все-таки, ваши мнения будут интересны. В комментах.

3 комментария:

  1. Ясное дело первым делом закричала "Депп!".
    Ну а прочитав, утвердилась во мнении, уже по рациональным причинам.
    Спасибо за выявление логики поиска иконы 10ти летия!))

    ОтветитьУдалить
  2. Росомах естественно)) Как бы он вам не нарвился))))

    ОтветитьУдалить
  3. Нам нравится Росомах. Особенно когда он на экране без рубашки :)

    ОтветитьУдалить