четверг, 26 ноября 2009 г.

Гид по творчеству: ЛАРС фон ТРИЕР

Сегодня смотрели на клубе кино фильм Ларса фон Триера "Идиоты". Писать мнение о фильме не хочется, вместо этого даю выдержки из своей речи перед фильмом, вставила правила Догмы и рассказала о скандале в Каннах в 09 году. Много букаф, но для истории оставим.

Ларс Триер родился в 1956 году в Копенгагене, в Дании. Когда ему было 10 лет, мама на ДР подарила ему старинный черно-белый проектор. На нем Ларс прокручивает одну единственную пленку, не зная ни смысла, ни автора, ни названия. Особенно ему нравились сцены пыток и казни героини, которая даже на костре не отказывается от своих убеждений. Гораздо позже он узнал, что смотрел фильм о Жанне Дарк. Триер часто говорит, что не любил ходить в кинотеатры, просто он был сыном документалиста и очень любил придумывать истории, потому и стал режиссером.

Аристократическую приставку «фон» к фамилии он добавил во время обучения в датской национальной киношколе. В 1976 он дебютировал с сорока минутным фильмом «Садовник, выращивающий орхидеи». Его дипломной работой был фильм «Картины освобождения». Первой его «большой» работой стал фильм «Элемент преступления», который победил в Каннах в номинации «технических гран-при» и был так же номинирован на пальмовую ветвь. В этом фильме Триер выступил в качестве оператора, актера и сценариста. Триер стал известен после фильмов «Европа» и «Эпидемия», а мировую славу ему принес сериал «Королевство». Во время работы над этим сериалом, Триер пришел к умозаключению, что техника и стилистика не так важны зрителю, как персонажи и сюжет. «Королевство» он снимал ручной камерой, пренебрегал постановкой света, поэтому цвет получился размытым, а кадры зернистыми.



Этот стиль был положен в основу манифеста и правил, которые получили название «Догма 95». В этих правилах Триер выступал против иллюзий в кино, и называл Догму 95 акцией спасения. «Догма 95» выступает против иллюзии в кино, выдвигая набор неоспоримых правил, известных как обет целомудрия.

Обет целомудрия

Клянусь следовать следующим правилам, выведенным и утверждённым «Догмой 95».
1. Съёмки должны происходить на натуре. Нельзя использовать реквизит и декорации (если для фильма необходим специальный реквизит, съёмки должны происходить там, где этот реквизит изначально находится).
2. Музыкальное сопровождение не должно идти отдельно от изображения или наоборот (музыка не может звучать в фильме, если она реально не звучит в снимаемой сцене).
3. Камера должна быть ручной. Любое движение или неподвижность диктуются только возможностями человеческой руки (фильм не может происходить там, где установлена камера; наоборот, съёмка должна происходить там, где разворачивается фильм).
4. Фильм должен быть цветным. Специальное освещение не разрешается (если для съёмок слишком мало света, одна лампа может быть прикреплена к камере, в противном же случае сцена должна быть вырезана).
5. Оптические эффекты и фильтры запрещены.
6. Фильм не должен содержать мнимого действия (убийства, стрельба и тому подобное не могут быть частью фильма).
7. Сюжеты, где действие происходит в другую эпоху или в другой стране, запрещены (действие должно происходить здесь и сейчас).
8. Жанровое кино запрещено.
9. Формат фильма должен быть 35 мм.
10. Имя режиссёра не должно фигурировать в титрах.

Отныне клянусь в качестве режиссёра воздерживаться от проявлений личного вкуса! Клянусь воздерживаться от создания «произведений», поскольку мгновение ценнее вечности. Моя высшая цель — выжать правду из моих персонажей и обстоятельств. Клянусь исполнять эти правила всеми доступными средствами, не стесняясь соображений хорошего вкуса и каких бы то ни было эстетических концепций.

Сим подтверждаю мой обет целомудрия.
Копенгаген, понедельник 13 марта 1995 года
От имени «Догмы 95»
Ларс фон Триер
Томас Винтерберг


Под влиянием "Догмы 95" Триер снял только фильм "Идиоты", а потом стал правила нарушать.

Триер снимает так называемые "трилогии". Первая его трилогия называется «Европа», в нее входят фильмы «Европа», «Элемент преступления» и «Эпидемия». В этой трилогии он предсказывает и показывает разложение Европы в будущем. Мысль о второй трилогии была навеяна Триеру воспоминаниями о детской сентиментальной книжке про девочку с золотым сердцем, всегда готовой пожертвовать собой ради других – она приходит в лес и раздает все свое добро бедным людям и зверушкам. «Идиоты» является вторым фильмом в трилогии Триера «Золотое сердце». Первый – «Рассекая волны», третий «Танцующая в темноте», после показа этого фильма в Каннах, публика хлопала в течении 5 минут. Триер готовил еще и третью трилогию, под кодовым названием «США – страна возможностей», начал он фильмом «Догвилль», потом был «Мандерлей» (логическое продолжение), в обоих фильмах не было никаких декораций, стен у домов тоже, вместо этого мелом нарисованные линии на полу. Завершающего фильма в этой трилогии Триер так и не снял.

После этого в 2006 Триер снял комедию «Самый главный босс», с так называемым скандинавским специфическим юмором. Затем поучаствовал в создании альманаха «У каждого свое кино», сам снялся в короткометражке о том, что в кинозале лучше не разговаривать, а то сосед достанет из-под кресла молоток. По мнению многих, эта короткометражка отлично отражает отношение Триера к людям и творчеству вообще. С 2006 до недавнего времени Ларс фон Триер находился в состоянии депрессии, лежал в больнице и принимал разные препараты. Вернулся в кино он с фильмом «Антихрист» и вызвал большой переполох в Каннах. На кинопоиске значится, что в 2009 у Триера будет еще фильм «Васингтон», но там все оформлено только в виде заявки. В следующем году Триер обещал снять фильм «Меланхолия».

Добавлю пару слов о собственно скандале на Канском фестивале. Выношу чужое мнение: "При этом никакой дьявол или Антихрист, вынесенный в названии фильма, в картине так и не появляется; Триер на самом деле хотел снять многослойную притчу о подлой женской природе, где женщина - просто злая испорченная тварь. Ну, в общем, не получилось, освистали страшно – с криками и смешками. Причем таких пинков самого страшного плана старые каннские любимчики давно не получали: «унылое кино», «слабый фильм», «поверхностная картина», «попахивает дешевой сенсационностью»." В общем, фильм из-за откровенных сцен, которые шокируют, наверное, любого зрителя, в Каннах получил самые разнообразные отзывы, но в основном такие вот как в цитате. Триера обвинили в том, что он унижает природу женщины, хотя на самом деле все гораздо сложнее там. Триера во что только опять не макнули, а он не давал интервью, тряс в лихорадке руками и так и не ответил серьезно ни на один из поставленных вопросов. На все отвечал, что снимал кино для себя, что просто пытался выйти из депрессии, и ему плевать если кто-то фильм не понял, он гений и снимает для себя. В какой-то момент Триер сказал, что даже рад, что многие выходят из зала, а впрочем ему все равно.



Вообще, наверное, чтобы понять что происходило на Канском фестивале, достаточно было посмотреть кино в большом зале кинотеатра и почувствовать накал, атмосферу, когда одна половина зала жалобно ржет и комментирует посвящение Тарковскому, а вторая от злости порывается совсем в стиле Триера достать молоток из кармана пиджака. Впрочем, на это фильм и расчитан.

Ну и несколько слов добавлю о фильме "Идиоты", который всячески рекомендую любителям Триера. Снят в 1998, номинирован на Золотую пальмовую ветвь. Как видите, у Триера очень сложные отношения складываются с каннами, то его там принимают на ура, то осуждают, последние годы – сплошные номинации (Мандерлей, Догвиль, Антихрист) и никаких наград. «Идиотов» называют самым политнекорректным фильмов в истории, фильм вызвал скандал откровенными порносценами. "Идиоты" имеют кодовое название "Догма 2", это второй фильм, снятый в волне "Догмы 95" (первый - "Торжество" Томаса Винтерберга). Триера называют гением человеческих душ, манипулятором, провокатором и засранцем. Каждый волен сам дать ему характеристику. Главное тут не остаться в стороне.

Комментариев нет:

Отправить комментарий